Обратнаясвязь

Обратная связь

Как к Вам обращаться

Контактный телефон *

Адрес электронной почты

Вы не указали номер контактного телефона

Текст Вашего сообщения

Где бульдозер?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение направлено ответственному специалисту. Мы ответим Вам в ближайшее время.

Закрыть

Ивановские краны военного назначения

Ивановские краны военного назначения 19.02.2021

В 50-е годы в Советской армии началось широкое использование автомобильных кранов. В первое послевоенное десятилетие потребности вооруженных сил обеспечивались преимущественно за счет автокранов народнохозяйственного назначения. Однако принятые на снабжение гражданские машины работ не в полной мере удовлетворяли специфике выполнения боевых задач, где требовалась более высокая надежность, безопасность, устойчивость, маневренность, в первую очередь при работе с опасными (разрядными) грузами. В сложившейся ситуации возникла необходимость создания грузоподъемных машин военного назначения. Такая техника стала разрабатываться в соответствии с требованиями Министерства обороны СССР.

С начала 60-х годов основным производителем кранов военного назначения становится Ивановский завод автомобильных кранов (ныне – Ивановский машиностроительный завод "АВТОКРАН"). В дальнейшем, на протяжении многих десятилетий, за ивановским предприятием сохранился статус главного поставщика автокранов для армии.

Самый массовый армейский автокран 8Т210 на шасси Урал-375Н

Самый массовый армейский автокран 8Т210 на шасси Урал-375Н

В 1960 году ивановские краны начали поступать в войска, а годом позже на предприятии было создано военное представительство. Первоначально завод снабжал военных народнохозяйственными кранами. Но уже в 1962 году было освоено производство автокрана военного назначения 8Т210 грузоподъемностью 6,3 т на шасси автомобиля высокой проходимости Урал-375. Его особенностью, в отличие от привычных в те годы механических кранов, был многомоторный электрический привод крановых механизмов. Данное конструктивное решение существенно облегчало управление краном, позволяло регулировать рабочие скорости в широком диапазоне, совмещать операции, отличалось простотой и компактностью исполнительных механизмов, безопасностью эксплуатации, более высоким коэффициентом полезного действия, а также возможностью работы от внешней электросети. Еще одной особенностью 8Т210 была выдвижная решетчата стрела, благодаря которой кран отличался компактностью при транспортировке. Максимальная длина стрелы в выдвинутом состоянии составляла 8,4 м. Выдвижение/втягивание стрелы выполнялось вручную штурвалом, который приводил в движение цепной механизм. Краном можно было управлять дистанционно, по кабелю. Машина могла работать не только на опорах, а также передвигаться с грузом на крюке.

Кран 8Т210 поставлялся во все виды Вооруженных сил и рода войск. Он стал первым наиболее массовым автокраном военного назначения. Его выпуск продолжался до 1982 года, а эксплуатация длилась на протяжении нескольких десятилетий.


 Автокран КС-3572 на шасси КрАЗ-255Б

Автокран КС-3572 на шасси КрАЗ-255Б

В первой половине 70-х годов завод приступил к освоению производства народнохозяйственного автокрана с гидравлическим приводом и телескопической стрелой КС-3571, а вслед за ним в 1976 году в серию пошел армейский аналог КС-3572 грузоподъемностью 10 т на шасси КрАЗ-255Б. С 1981 года взамен электрического крана 8Т210 в войска стал поступать гидравлический кран КС-2572А-1 грузоподъемностью 6,3 т на шасси Урал-375Е. Краны КС-3572 и КС-2572А-1 имели гидравлический привод подъема стрелы, грузовой лебедки, механизма поворота платформы и выносных опор. В отличие от гражданских моделей у них не было гидропривода телескопирования стрелы: вторая секция выдвигалась/задвигалась вручную при помощи рукоятки либо штурвала и цепного механизма.


 Автокран КС-2572А-1 на шасси Урал-375Е

Автокран КС-2572А-1 на шасси Урал-375Е

В 1985 году на смену военным гидравлическим кранам первого поколения пришли модернизированные модели – краны семейства КС-2573 грузоподъемностью 6,3 т на шасси Урал-43202 и семейства КС-3576 грузоподъемностью 10 т на шасси КрАЗ-260.


 Автокран КС-2573-2 на шасси Урал-43202

Автокран КС-2573-2 на шасси Урал-43202 


Автокран семейства КС-3576 на шасси КрАЗ-260

Автокран семейства КС-3576 на шасси КрАЗ-260


После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году была поставлена задача по созданию крана для эксплуатации на радиоактивно зараженной местности. Такая машина была разработана и в 1990 году принята на снабжение войск. Автокран КС-3576-КЗ (проект "Ларец-6") оснащался кабиной крановщика, размещенной на прицепе, которая имела повышенные противорадиационные защитные свойства и позволяла управлять крановым оборудованием дистанционно на расстоянии до 25 м.


 Автокран КС-3576-КЗ с прицепной кабиной крановщика, защищенной от радиации

Автокран КС-3576-КЗ с прицепной кабиной крановщика, защищенной от радиации

В постсоветский период заказы на военные краны резко сократились. Но и в сложившихся обстоятельствах завод "Автокран" создавал новые модели для армии. Взамен снятых с производства машин КС-2573 и КС-3576 в 1993 году на снабжение был принят кран КС-3574М грузоподъемностью 14 т (12,5 т – для опасных грузов), с 2-секционной телескопической стрелой длиной 14 м, на шасси Урал-5557. В 2000 году его сменила усовершенствованная модель КС-3574М1 грузоподъемностью 16 т (14 т – для опасных грузов), с 2-секционной 14-метровой телескопической стрелой, на шасси Урал-5557-31.


 Автокран КС-3574М1 на шасси Урал-5557-31

Автокран КС-3574М1 на шасси Урал-5557-31

К началу 2000-х годов состояние парка войсковых грузоподъемных средств стало критическим. Согласно отчету "О результатах комплексной ревизии использования средств федерального бюджета, выделенных в 1999 году и в I полугодии 2000 года на обеспечение деятельности Управления начальника инженерных войск Минобороны России" снижение объемов закупок инженерной техники привело к тому, что из имеющегося парка инженерных машин более 64% составляла морально и физически устаревшая техника, находящаяся в эксплуатации более 15 лет. 

Объективная оценка состояния техники в войсках послужила основой для принятия кардинальных мер по наращиванию оборонного заказа. Уже в 2005 году резко возросло количество поступивших в войска новых образцов военной техники, в том числе автокранов.

Автокран КС-6973БМ-У1 на шасси БАЗ-69098

Автокран КС-6973БМ-У1 на шасси БАЗ-69098


С началом активной модернизации российской армии завод "АВТОКРАН" обновил и расширил номенклатуру автомобильных кранов военного назначения. В 2005 году был освоен в производстве 50-тонный кран КС-6973БМ-У1 на специальном крановом шасси БАЗ-69098 (8х8). В 2006-2007 годах в войска начали поступать краны КС-3574М2 и КС-3574М3, имеющие одинаковую крановую установку, но разные базовые шасси – КАМАЗ-53501 (6х6) и Урал-4320-1058-31 (6х6) соответственно. Эти краны имеют грузоподъемность 16 т (14 т – при работе с опасными грузами) и оснащены 2-секционной телескопической стрелой длиной 14 м. В 2008 году из ворот завода вышел первый военный 25-тонник КС-45717М на шасси КАМАЗ-53501 с 3-секционной стрелой. А в 2010 году на снабжение были приняты новые 16-тонные модели КС-45731М1 и КС-45731М2 с 3-секционной стрелой длиной 23 м на шасси Урал-4320 и КАМАЗ-53501 соответственно. Также необходимо отметить, что наряду с кранами военного назначения в силовые структуры традиционно поставляются гражданские "ИВАНОВЦЫ".


 Автокран КС-3574М2 на шасси КАМАЗ-53501

Автокран КС-3574М2 на шасси КАМАЗ-53501

В наши дни "ИМЗ АВТОКРАН", имея более чем 65-летний опыт в разработке и производстве грузоподъемной техники для армии, продолжает создавать новые машины специального назначения, отвечающие требованиям времени.


Возврат к списку